Львовский железнодорожный вокзал

Вид на Львов-Главный из привокзального сквера.
Обновлено:

Вокзал для меня ассоциируется с суетой, чемоданами, толпой цыган, назойливыми таксистами, а также с запахом просмоленных шпал, чувством радости встречи, новых неизведанных далей, звуком гудка прибывающего поезда, противным голосом дикторши и еще тысячей мелочей, которые и создают особую атмосферу вокзала.

Это особенный, свой микромир, маленькое государство, где есть правительство, чиновники и народ, который, как правило, ущемляется. Свои «министерства» со своими «министрами» — ресторан, туалет, проводница в вагоне, а билетная кассирша вообще государство в государстве.

Полагаю, что и львовяне, давно не бывавшие на вокзале, почерпнут для себя полезную информацию и полюбуются фотографиями современного железнодорожного порта нашего города.

Львов начинается с вокзала

Необходимость проложить железную дорогу, которая соединила бы Австро-Венгрию, Польшу, Галицию, Волынь и Российскую империю остро назрела с развитием торговли, промышленности, почтовой службы и пассажирскими перевозками ещё в середине XIX веке.

В 1858 году цесарско-королевское Привилегированное общество Галицких железных дорог им. Карла Людвига получило концессию на строительство вокзала во Львове. Строительная фабрика Ивана Левинского взялась за возведение объекта.

Первый Львовский вокзал

Вместе с прокладкой железнодорожных путей постепенно возвышался и вокзал. И в ноябре 1861 года на Львовский вокзал прибыл первый поезд из Пшемысля (Польша).

Это был состав из двух пассажирских и четырех товарных вагонов. Важный железнодорожный узел соединил запад и восток, север и юг. Вот как он выглядел тогда.

Первый железнодорожный вокзал во Львове. Архивное фото.Здание первого Львовского вокзала. 

Сразу хлынувший большой поток пассажиров и грузов требовал укрупнения вокзала, увеличения депо, ремонтных мастерских, технических служб. Поэтому проект здания пересмотрен, улучшен и утвержден с учетом рекомендаций тогдашнего директора вокзала Людвига Вержбицкого.

Второй и окончательный вокзал во Львове

Автором архитектурного проекта стал польский львовский архитектор и дизайнер Владислав Садловский. Известные скульпторы того времени А. Попель, П. Вийтович изваяли статуи фасада, архитекторы А. Захаревич, Ю. Сосновский, А. Зарицкий приняли активное участие в оформлении здания вокзала.

К 1904 году новое красивое сооружение в стиле модной в то время сецессии было воздвигнуто.

Особая гордость — двухсводчатый дебаркадер из стекла и металла над перронами. Передовая инженерная конструкция вырастала из бетона и ажурной, металлической паутиной сходилась над перронами. Авторы Е. Зеленевский и В. Садловский.

Каркас дебаркадера покрыли специальной эмульсией, которая светилась ночью. Это было впечатляющее зрелище. Чтобы увидеть это чудо, нужно было раскошелиться.

Вход на вокзал был платным.

Думаю, выглядело это зрелище примерно так.

Иллюминированный дебаркадер Львовского вокзала.Дебаркадер в период олимпиады 2012 года.

Длина вокзального сооружения 159 метров. Ширина вместе с дебаркадером — 69 метров. При строительстве были внедрены все последние технические новинки того времени — электрическое освещение и вентиляция, центральное отопление, электрические лифты, матричные часы.

Польское название вокзала Dworzec kolejowy сохранилось в названии привокзальной площади — Дворцовая. Вокзал и правда выглядит как дворец.

Здание многократно разрушалось войнами, Первой мировой, украинско-польской войной 1918 года, но его неизменно восстанавливали. Во Вторую мировую оно было сожжено и разрушено бомбардировками буквально 1 сентября 1939 года.

Сильно пострадал дебаркадер и главная часть вокзала. В послевоенное время даже ходили разговоры о возведении нового здания. Но решено восстановить прежний архитектурный шедевр. Полностью работы окончились только к 1957 году.

Последняя реставрация вокзала произошла в 2003 году и приурочена к столетию сооружения. Реконструкции подверглась и площадь перед вокзалом. Теперь бо́льшая её часть пешеходная.

Как выглядит здание Львовского вокзала сейчас

Фасад здания венчает герб Львова, он окружен скульптурами с двух сторон. Статуи женщины и мужчины на фронтоне здания символизируют промышленность и торговлю. Автор Антоний Попель.

Над входными дверями красуется маскарон Меркурия, покровителя торговли и путешествий. Есть он и над другими большими входами в здание.

Оформление фасада вокзального здания.Верхняя часть Львовского вокзала.

Нажмите на картинку, чтобы лучше её разглядеть.

От центрального входа отходят два симметричных крыла здания, в которых расположены большие залы ожидания и другие службы. Берсо перед входом изначально не предусматривалось. Конструкция сооружена из-за необходимости не стоять под дождём, который часто льётся во Львове.

Центральный зал железнодорожного вокзала

Под куполом центрального входа расположен главный кассовый зал. Окошки размещены вдоль стен по периметру. Мраморные полы, массивная люстра, сдвоенные колонны, высокий потолок, выходящие сюда окна второго этажа, карнизы, декоративная лепнина создают ощущение торжественности и магнетизма вестибюля.

Прямо по центру на стене есть электронное табло, которое отражает 4-6 позиций поездов на текущее и ближайшее время. Слева и справа от входа Расписание движения поездов.

С одной стороны прибытие, с другой отбытие. Здесь указаны номер поезда, пункты назначения (откуда и куда), номер перрона, время, дни (отправления или прибытия).

Вестибюль здания отдан под кассы.Центральный кассовый зал, правая сторона.

Справочное бюро

Около 17 кассы есть справочное бюро. Устные справки бесплатные, а письменные нужно оплатить. Цена зависит от объема предоставленной информации.

Автоматов с перекидывающимися страницами, как в моем детстве, нет, но есть электронный помощник с сенсорным экраном. Конструктивно он похож на банкомат. Стоит слева от входа.

В нём можно выбрать маршрут, экскурсию, узнать о гостиницах, театрах, выставках, магазинах, мероприятиях, ночных заведениях, транспорте, курортах, словом всё, что можно и нужно посмотреть, куда сто́ит пойти.

И не только в нашем городе.

Электронный справочник города.

На экране информация о Трускавце.

От центрального зала направо и налево располагаются выходы на перроны, камеры хранения, залы ожидания.

План-схема вокзала

Перед левым выходом на перрон на стене висит план-схема вокзала и его служб. Здесь есть и план второго этажа здания.

С радостью обнаруживаем, что есть бесплатный туалет, вход на который с первого перрона. Но обрадовались рано. Туда так просто не попасть. Либо он не функционирует, как и душ, указанный на плане, либо надо выискивать ключницу (уборщицу), чтобы его открыть.

Схематическое изображение помещений вокзала.

План-схема расположения помещений вокзала Львов-Главный, 1 и 2 этажи.

Налево пойдёшь

Из левого коридора можно попасть: в платный зал ожидания (35 грн/1 час), в платный мужской туалет (6 грн) и в туннель с выходами на все перроны.

В зале ожидания сидит охрана, следит за порядком и взимает плату. Чисто. Посередине островок, где можно перекусить. Кстати, для этого вход оплачивать не надо. Зашёл — купил — вышел.

В платном зале ожидания никого нет.

Зал ожидания, платный и пустой.

В небольшом «аппендиксе» здесь когда-то был боулинг, потом видеосалон и бар с горячим кофе. Сейчас ничего этого нет.

Ресторан есть, но не работает. Из-за вируса, наверное.

Перед каждым выходом на перрон электронное табло вверху сообщает: какой это перрон, на какие пути он ведёт, время отправления или прибытия поезда, номер этого поезда, города сообщения.

Важно знать не только перрон, но и путь. На нашем вокзале 5 перронов и 8 путей.

Направо пойдёшь

Попадаем в небольшой коридорчик, где в принципе должна быть парикмахерская. Её нет. Даже вывески. Зато есть выходы на перроны через второй туннель. Здесь туалет женский, тоже платный по 6 грн с души, и перед каждым перроном также есть табло с информацией о поездах.

Прямо по коридору есть камеры хранения ручной клади. Одно место до 24:00 стоит 35 грн, крупногабаритное место — 50 грн.

Отсюда направо попадаем в бесплатный зал ожидания. Не очень людно, есть 2 буфета. В них вода минеральная и сладкая, пиво в ассортименте, крекеры, бутерброды типа «крокодил» или гамбургер, печеньки, чипсы и т.п. В первом буфете можно взять кофе и присесть за столик.

В советское время и в перестройку ещё в этом зале был киоск с газетами, журналами, книгами, картами, которые можно было купить, почитать здесь и/или взять в путь. Особенным спросом у приезжих пользовались карты города, а у отъезжающих — карты игральные.

Потолок и люстра в зале ожидания Львовского вокзала.

Интерьер зала включает мраморные колонны, лепнину по периметру, симпатичные розетки на потолке, красивую люстру, которую облюбовал голубь. Кресла твёрдые, но удобные, с высокой спинкой.

Ложка дёгтя: берегите деньги, мобильные телефоны, свою поклажу. Дремать нельзя, воруют, как и на всех других вокзалах!

Из этого зала можно попасть в правое крыло вокзала, пригородного сообщения, хотя я знаю, что метрах в двухсот есть Пригородный вокзал. О нем мы поговорим чуть позже.

Это, скорее всего, прежнее сохранившееся название. Ведь на месте нынешнего Пригородного был раньше Черновецкий вокзал, ничуть не уступающий Главному железнодорожному узлу и обслуживающий южное и восточное направление.

Правое крыло вокзала

Здесь есть касса, еще одна камера хранения с приемщиком в железнодорожной форме, третий туннель с выходами на перроны, а также автоматические ячейки камер хранения.

Для того чтобы ими воспользоваться, нужно купить жетон, стоимостью в 45 грн на двое суток. Продление еще на сутки — 35 грн. Если вы забыли код, то вскрытие вашей ячейки обойдётся в 25 грн.

Автоматические ячейки хранения проходят под путями.

Автоматические камеры хранения уходят «за горизонт» и имеют ограниченные габариты. Учтите размер своего багажа прежде, чем воспользоваться.

Ностальгия по «Вокзалу»

Когда-то давно до 1990-х годов из этого правого крыла был вход в кинотеатр «Вокзал». Мраморная лестница вела на второй этаж в зал ожидания. До начала сеанса можно было побыть здесь вместе с другими пассажирами.

Сеансов было немного, 4-6 в день, но подождать поезда с пользой было здорово. Хотя на некоторые фильмы мы приезжали сюда специально.

Выход из кинозала после сеанса был на первый перрон, где сразу вдыхаешь запах вокзала и тут же хочется куда-то поехать.

Железная решетка закрывает вход на второй этаж из этого зала.

Кинотеатр не работает. Вход воспрещён.

Здесь же в правом крыле в тихом скромном уголочке есть участок полиции. И в нём даже есть полицейские, приёмная, доска «Их разыскивает полиция». На территории вокзала и на Дворцовой площади они не патрулируют. Или мне просто повезло, и я не видела ни одного.

Уборщицы на каждом шагу, иногда по две, а полиции нет.

Станция Львов принимала важных и коронованных особ, которым надо было поесть в приличном ресторане, а полиция обеспечивала их безопасность.

Ресторан и полицейский участок были запланированы и в здании первого ж/д вокзала.

Полицейский участок на вокзале.

Первый перрон Львовского вокзала

Поскольку первый перрон примыкает к зданию вокзала, именно с него можно попасть в некоторые помещения второго этажа.

Если идти с востока на запад, то первое, что встречается на пути — Приёмная начальника вокзала. Далее будет вход в зал ожидания №4, обычно его отдают военнослужащим, зал ожидания повышенного комфорта №5, VIP-зал, комнаты отдыха, проще говоря гостиница.

На подходе к вокзалу по первому перрону.Вид на крытый дебаркадер с первого перрона.

Чем отличается зал повышенного комфорта от простого? Здесь вместо твёрдых кресел мягкие диваны и кресла, журнальные столики, билетная касса без очереди и пребывание в нём сто́ит 50 грн/ час.

Еще дальше есть зал для делегаций, но персонал говорит, что в основном останавливается военное руководство. А когда-то это была «Комната матери и ребёнка» с пеленальным столиком, маленькой мебелью и игрушками.

Здесь же был и медпункт. Теперь он вынесен в отдельное помещение.

На перроне равномерно расположены три будки-киоски с кофе, чаем, бутербродами, шоколадками, крекерами и тому подобными штуками.

С двух сторон от дебаркадера с первого перрона можно спуститься по широким лестницам вниз на Дворцовую площадь, затем сразу выйти в город, а не пробираться через здание вокзала.

Стоянка автомашин на привокзальной площади.

Вид с первого перрона на стоянку автомашин около вокзала, лестница с/на первый перрон.

Удобства для инвалидов

Рядом с этой лестницей близ автостоянки есть лифт для инвалидов, сразу за лестницей. Он находится в здании медпункта.

Въезд на вокзал на коляске можно осуществить через правое крыло, вход которого оборудован пандусом.

Мраморные лавки для туристов, сакуры и пандус.Около мраморных лавок высажены сакуры. Справа виден пандус.

Съезды/выезды на перроны оборудованы колеями для колясок.

Дворцовая площадь

Раньше перед главным входом на вокзал была большая клумба и фонтан. Слева был уютный сквер с тенистыми деревьями и лавками со спинками. Теперь, как вы уже, наверное, догадались, ничего этого нет.

Вся площадь перед вокзалом стала пешеходной. Переложили мостовую, поставили лавочки, посадили деревца. В спешке некогда смотреть по сторонам, увиливая от автомобилей с чемоданом в одной руке и ребёнком в другой.

Никаких назойливых таксистов, сумасшедших автобусов местного и международного сообщения.

Автовокзал на Дворцовой

Автостанция №8 преобразилась в Дворцовый автовокзал и находится по правую руку при входе на вокзал.

Внешний вид автовокзала Дворцовый.

Отсюда уходят автобусы на Польшу, есть межобластные рейсы и санаторные (Моршин, Трускавец).

На автобусном вокзале внутри билетная касса, туалет (4 грн), камера хранения, вареничная на втором этаже. Снаружи — сэндвичи, несколько окошек с кофе, продуктовый магазинчик.

Укрпочта, отделение №23

Слева в этом здании есть пункт обмена валют и почтовое отделение №23. Да-да, самое обычное почтовое отделение с открытками, конвертами, газетками, посылками, кроссвордами, ручками, марками, почтовым ящиком и т.д. и т.п.

Работает так же, как все с 8.00 до 19.00.

Почтовое отделение №23 при Львовском вокзале.

Около него есть большое здание Укрпочты, со своей таможней, погрузкой/разгрузкой. Но к железнодорожным перевозкам теперь она не имеет отношения. Почту перевозят машинами.

Причём тут пальма

Слева от центрального входа на газоне, среди прочей растительности можно увидеть вдруг железную пальму. Возникает немой вопрос, причём тут пальма?

В 1895 году кузнец Алексей Иванович Мерцалов и его помощник Филипп Федотович Шкарин сумели выковать пальму из рельса. За это они были удостоены награды — премии «Гран-при» на Парижской международной промышленной выставке в 1900 году.

Она примечательна тем, что выкована из цельного куска рельса без соединений и сварки, что подчеркивает высокое мастерство кузнецов того времени, а также качество выплавляемого железа.

Выкованная из рельса пальма Мерцалова.Пальма Мерцалова на вокзале Львова. Фото 2021 года, август.

Во Львове и некоторых других городах стоят копии этой пальмы, подаренные Президентом страны. Изображение пальмы красуется на современном гербе Донецкой республики.

Сквер, фонтан, детский скалодром

Обернувшись, увидим фонтан. Не такой шикарный как раньше перед главным входом с клумбой, но всё-таки фонтанчик. Вечером его подсвечивают, выглядит красиво. Это бывает не всегда.

Фонтанчики перед зданием станции Львов

Рядом сквер, призванный дать тень и отдых пассажирам. Деревья поредели, есть новые насаждения. Лавок мало, а те, что есть маленькие и неудобные. Откинуться и отдохнуть невозможно — нет спинки.

Помню в детстве именно в этом скверике был общий сбор отправляющихся в пионерский лагерь «Дружба» в Карпатах. Толчея всегда: дети всех возрастов школьного периода, родители, бабушки-дедушки, пионервожатые, начальник лагеря, медсестра, баянист. Всеобщая перекличка, рюкзаки, чемоданы, узелки с едой на дорогу.

Вожатых отличали по пилоткам и пионерским галстукам. Некоторым очень было к лицу.

Как выглядит вокзал зимой и летом.Вокзал зима-лето.

Вид на вокзал зимой и летом из близлежащего сквера.

Для деток дошкольного возраста здесь сделали небольшую горку в виде скалодрома и спуском. И, судя по всему, им это очень нравится.

Скалодром для деток.

Трамвайные остановки

Изменился внешний вид трамвайных остановок и диспетчерского пункта. Остановки заимели навес, а диспетчерский пункт преобразился архитектурно.

Здесь курсируют 1, 4, 6 трамвайные маршруты. Так было и будет не всегда. Это связано с ремонтом дорог в городе, где разобрали рельсы. Поэтому даже эти трамваи следуют не по обычным своим маршрутам.

Троллейбусы сюда не ходят, но они проходят по улице Городецкой, рядом с Пригородным вокзалом. Сейчас это номера 22, 29 и 32.

Зато бегает уйма маршруток как городских, так и пригородных. Я не смогу даже их все перечислить. Для них остановка расположилась параллельно зданию вокзала.

Трамвайные остановки у вокзала.

Остановки разбиты на две колеи, так что надо быть внимательным, смотреть на таблички, чтобы нужный трамвай не пришел на одну остановку, а вы его ждёте на другой.

Около диспетчерского пункта поставили пару лавочек и зачем-то скульптуры трёх панд. Теперь уже двух. На их боках нарисованы разные украинские картинки.

Между остановками, диспетчерским пунктом, пандами и Дворцовым автовокзалом есть одноэтажное серое здание.

Платный туалет на Дворцовой площади.

Спереди — это платный туалет, уходящий корнями в подвал, а сзади — о, чудо круговорота еды в природе — гамбургеры и обмен валют.

Ещё одна новостройка на площади, вблизи от туалетов и остановок — трехэтажное здание из стекла и металла — Hub Station (Узловая станция).

На первом этаж здесь Target маркет, продовольственный магазин с самообслуживанием. Здесь самый минимальный набор продуктов, который может понадобится туристу на вокзале. Есть два входа на фотоэлементах:

  • со стороны трамвайных остановок;
  • со стороны автовокзала.

На второй этаж ведет железная лестница, но предусмотрен ещё и лифт. Пока что он не функционирует, потому что здание еще недоделано внутри. На этом этаже бистро. Есть первые блюда, вторые, пицца, кофе-чай, вино-водка. Цены ресторанные, но не заоблачные.

Узловая станция — это пищеблок.

Красивый интерьер, две стены прозрачные. Через них виден вокзал во всей красе, трамвайные остановки, автовокзал «Дворцовый», международные и междугородние автобусы.

На одной внутренней стене просто написано, что проехать мимо Львова вам никак не удастся.

Коллаж интерьер Хабстэйшн.

Третий этаж пока еще не функционирует, но там планируется пиццерия.

На привокзальной Дворцовой площади есть велопрокат. Велосипед работает через QR-код и банковскую карту. Сейчас многие улицы оборудованы велодорожками. Так что, если есть несколько часов свободного времени, можно покататься и осмотреть город.

Найти велостоянку легко. Она находится прямо перед выходом в город через центральный вестибюль.

Выход в город.

Велосипеды имеют корзину для небольшого багажа.

Пригородный вокзал

Здание Пригородного вокзала находится от Главного в 10 минутах ходьбы по прямой Черновецкой улице, с которой нужно свернуть направо и пройти еще метров 50.

Это одноэтажное строение, с залом ожидания и кассами. Но оно практически не используется пассажирами. Для людей с колясками также предусмотрен пандус.

Кассы, расписание движения поездов вынесены наружу, туалеты и камера хранения тоже, кафе-кофейни также можно найти вокруг. Кстати, здесь можно найти пельмени, свежие салаты и вообще вкусно и недорого перекусить.

Скромное здание Пригородного вокзала.

Внешний вид Пригородного вокзала города Львов.

А залом ожидания вообще никто не пользуется, потому что те, кто приехал, поскорее спешит попасть в город. А те, кто собирается уезжать, боятся не опоздать на свою электричку.

Расписание движения железнодорожного транспорта есть на улице и внутри вокзала.

Уличное расписание движения поездов.

Пройти на платформу нужно через турникет. Здесь тоже перед каждой колеёй есть указатель направления и время отбытия/прибытия электропоезда.

С большой открытой площадки перед Пригородным вокзалом видно красивые дома для железнодорожников, возведенные еще в те далекие времена строительства вокзала. Фасадами они выходят на улицу Городецкая, вглубь имеют длинное «тело» и внутренние дворы.

Дома железнодорожников.

В зимнее время на этой площади ставят большую новогоднюю ёлку, которую видно издалека, благодаря разноцветным огням.

Глядя вдоль улицы налево, видно острые пики действующего польского костела св. Ольги и Елизаветы, а глядя немного правее, пятиэтажный супермаркет ТЦ «Скрыня» (сундук) с эскалаторами на каждый этаж. В нём найдётся всё то же, что и везде:

  1. Продукты. 
  2. Косметика. 
  3. Одежда и обувь. 
  4. Ювелирные изделия. 
  5. Бытовая техника. 
  6. Сувениры. 
  7. Телефоны и аксессуары. 
  8. Спортивные принадлежности. 
  9. Круглосуточный обмен валют. 
  10. Аптека. 
  11. Кофе и пирожные на самом верху.

Вид на пути пригородного вокзала и "Скрыню".

Пути отправления поездов с Пригородного вокзала Львова. За ними виднеется ТЦ «Скрыня».

Заключение

Вот основные моменты, о которых я хотела рассказать. Теперь не придется выспрашивать, что и где находится.

Прогулка по Львовскому железнодорожному вокзалу и его окрестностям завершена.

Цыгане и таксисты временами попадаются! :)

Если вы знаете что-то, о чём не сказала, напишите это в комментариях. Я буду весьма признательна за уточнения.

Получайте первыми сообщения о выходе новой статьи о нашем городе и не только о нём.

Делитесь материалом с друзьями и получите шанс выиграть новенький ноутбук.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение