Мой оперный театр. О Львовской национальной опере им. С.Крушельницкой

Львовский оперный театр — один из красивейших театров в Европе. Прекрасное архитектурное сооружение впечатляет своим внешним видом и не менее потрясающим внутренним убранством.

Каждая картина, скульптурная группа, герб, орнамент, элемент отделки, колонны отлично сочетаются друг с другом и имеет свой художественный замысел.

Театр стоит обособленно, что позволяет обозревать его со всех сторон. И со всех сторон он великолепен!

Немного истории

Во Львове уже был польский театр С. Скарбека для драматических постановок, построенный в 1842 году. Он расположен рядом, буквально через дорогу. Теперь он носит название Национальный академический украинский драматический театр им. М. Заньковецкой.

В конце XIX века местная знать, польская шляхта и развивающаяся буржуазия, решила не отставать от западных прогрессивных в культурном плане городов Италии, Франции, Австрии, и возвести свой театр именно для балетных и оперных постановок.

Горожане собирают пожертвования, часть денег дает муниципалитет и вскоре объявляют конкурс на проект здания для театра. Любопытно, что одним из условий конкурса было определение места под строительство.

Победу одержал директор Львовской высшей промышленно-художественной школы З. Горголевский. В память о создателе его бюст находится в вестибюле театра. Инженерные и строительные работы выполнила фирма И. Левинского. За вентиляцию, отопление и освещение (с самого начала электрическое) отвечала фирма из Вены «Сименс».

Гордостью театра является главный занавес «Парнас», выполненный Г. Семирадским. Художник рисовал его несколько лет. Огромное полотно изображает Аполлона, его муз и ангелов, которые играют на музыкальных инструментах и веселятся на Парнасе. Его всегда опускают на премьеры.

И вот в 4 октября 1900 года состоялось торжественное открытие театра. Давали оперу «Янек» В. Желеньски о жителях карпатских верховин.

Знакомство с театром

А для меня открытие театра произошло в детстве, осенью, «после тяжелой и продолжительной болезни», я и мама пошли в театр на «Лебединое озеро». Величественная мраморная лестница из вестибюля, фигурные балюстрады, картины, позолота, скульптуры, роспись на потолке и стенах — всё это завораживает с первых моментов вступления в храм искусства.

Музыка П. Чайковского, прекрасный балетный спектакль, романтическая и сказочная сюжетная линия либретто произвели на меня неизгладимое впечатление. Я решила стать балериной. И не простой, а как М. Плисецкая.

Не откладывая в долгий ящик, сразу после спектакля (это было первое из двух субботних представлений) я подошла к служебному входу и спросила, «где принимают на балет». Мне сказали адрес хореографической школы, которая оказалась неподалёку. Мы направились туда.

Было около трех часов дня и в школе проходило родительское собрание. Поэтому и директор, и завуч были на месте. Они посмотрели на меня, на гибкость, вы́воротность, пластику, высоту прыжка, а также на следы от банок на спине (так лечили воспаление легких) и решили зачислить меня сверх нормы, так как учебный процесс уже начался с 1 сентября.

«А где ваша мама?» — «На улице». — «Почему? Зови». И следующие четыре года я училась этому высокому искусству.

Как проходили занятия?

В хореографической школе было четыре предмета: классический танец, исторический танец, народный танец и музыка. Каждый день, 6 раз в неделю по 2 часа — классика. Изучались все движения классического балета, как в «Спящей красавице», «Шопениане», «Баядерке».

Один час репетиция проходила у станка. Это такой длинный поручень у стены, за который можно держаться, выполняя балетные композиции. И один час на середине, т.е. без станка.

Особый шарм придавали французские названия всех па, движений, поз, прыжков. Звучало, как музыка. И что интересно, легко запоминалось.

Далее. Один раз в неделю было занятие по историческому и народному танцам, музыке. Тоже по часу каждый. На историческом танце мы учились всем 12 формам французской кадрили, причем женскую и мужскую партии, потому что у нас в классе мальчиков не оказалось. Также вальс, полонез, пасодобль, чарльстон, менуэт и всё такое. К народным (еще говорили, хара́ктерным) танцам относились пляски разных народов, чечётка и т.д.

«Балет без музыки не существует!» — говорила моя преподавательница музыки. Поэтому нужно было осваивать фортепиано. Дома пианино не было, выполнять домашние задания по музыке приходилось в музыкальном салоне на ул. Коперника. Там за 10 копеек в час в отдельной комнатушке 2х3 метра находился инструмент и стул, максимум два стула.

То, что не видят зрители

Помещений для репетиций в школе было мало, а юных балерин много, и в третьем хореографическом классе мы стали ходить на репетиции в наш оперный театр.

Это не только закулисье. Служебная часть в театре имеет четыре этажа. На первом этаже грим-уборные для солистов, постижёр (главный человек по парикам, шиньонам, усам, бакенбардам и бородам), помещения для монтажников сцены, комната отдыха для оркестра, несколько кладовых для декораций и бутафории.

Второй этаж занимает дирекция, бухгалтерия, отдел кадров, канцелярия, несколько небольших репетиционных комнат с роялями и станками для оперных или балетных репетиций, костюмерные, гримерные для мужского состава.

На третьем этаже находится малый репетиционный зал, большая женская грим-уборная, человек на 40, наверное, и костюмерные.

А на четвертом этаже большой репетиционный зал, размером со сцену. Вдоль одной стены располагаются зеркала в полный рост, чтобы все исполнители могли себя видеть на генеральной репетиции. Здесь о-очень высокий потолок, можно выполнять сложные хореографические поддержки.

На фото театра с задней стороны видны окна зала — это большой полукруг по центру на уровне четвёртого этажа. 

Я не знаю, как у других, но у меня при входе в этот огромный зал появлялось непреодолимое желание танцевать, выполнять фуэте, глиссад, соте, ассамбле, па де ша и па де буре, то есть всё, чему меня научили до сих пор.

С этого этажа есть выходы на служебные балконы над сценой театра для работников, которые управляют за́навесом, задниками (то есть занавесом, на фоне которого происходит действие на сцене). Также они меняют кулисы, могут опустить или убрать бутафорскую колонну, часть декорации, если нужно по сюжету.

Как теперь это делается мне неизвестно, а тогда это напоминало поднятие парусов, потому что крепилось на тросы и блоки, а для работы нужно было пару крепких мужчин по обе стороны сцены.

Именно с этой четырехэтажной высоты я смотрела прогоны и генеральные репетиции балетов «Коппелия» и «Жизель» перед премьерой.

Что интересно, все большие задники к каждому спектаклю просто поднимались под купол театра, где закреплялись до следующего представления. А вы думали для чего в театре здоровенный купол? Он находится прямо над сценой и делит театр на часть для зрителей и часть для исполнителей и персонала.

Театр и деньги

Не каждый театр достоин чести быть изображённым на купюрах своего государства. Хорошо, что банкнот немного, а театров достаточно, есть из чего выбрать.

Значит, Львовская опера — самое красивое здание из всех украинских театров. Но мы-то с вами знаем, что не только украинских, но и европейских.

И вот наш Оперный театр красуется на украинской валюте в 20 гривень. Это очень приятно. 

Как я заблудилась в костюмерной?

После репетиции нам, юным балеринам, было положено переодеться и покинуть здание театра. Никто нас не проверял, сколько человек зашло, сколько вышло, все ли? Поэтому, пользуясь случаем, я не пошла домой сразу, а решила провести для себя экскурсию по служебной части театра.

Должна признаться, что так я поступала не первый раз, оставаясь в театре после репетиции. До начала вечернего представления было ещё несколько часов, а завтра воскресенье, уроки делать не обязательно.

Костюмерных в театре несколько. Есть для балетных представлений, есть для оперных. Так вот я попала в большую костюмерную, где было нарядов около тысячи, как мне показалось. Столько народу задействовано в мимансе в опере «Князь Игорь», например. Кстати, «Половецкие пляски» — целый балетный номер в опере минут на 15 в конце второго акта.

И вот среди всех этих нарядных костюмов князей, княгинь, боярынь, ханов, простых одеяний девушек, пленников, половцев, невольников, русского народа я и заблудилась. Очень интересно посмотреть на всё это вблизи.

Платья знати по идее должны быть из парчи и бархата, расшиты драгоценными камнями и вышиты золотыми нитками. На самом деле это роспись красками по тканям, стеклянные «драгоценности», пластмассовые бусины и жемчуг, много кружев и искусственного меха.

Время в костюмерной летит незаметно. Тут я слышу где-то вдалеке голоса говорят, что пора собираться. Я посмотрела в окно, а там темень. А в какую сторону идти на выход не знаю. Костюмерная занимает почти целую служебную сторону театра.

Спасла детская смекалка. Я присела. Не все кафтаны до пола. И я увидела, где ходят ноги костюмерш. Каково же было их удивление, когда они узрели меня, выходящую из глубины помещения. Я ведь пробралась туда украдкой, когда они пошли обедать. Конечно, пожурили, попугали, но понимали великую тягу к прекрасному.

Оркестровая яма и ниже

Действительно, оркестровая яма не самое глубокая ступень вниз от сцены. Под сценой есть пространство, куда пропадает злой колдун Ротбарт из «Лебединого озера». А под ним есть еще один или два яруса, где видны опоры или сваи, трубы разного диаметра, большие ше́стерни. Всё это очень похоже на котельную. Вовсю слышно течение реки.

Я не сказала, что в то время, когда был предложен проект Горголевским, на месте будущего театра текла река Полтва. Он предложил пустить реку по другому руслу на несколько метров ниже. Был сооружен бетонный желоб, стены возвели из кирпича и сделали перекрытие. Много, говорят, было споров и опасений в связи с таким инженерно-архитектурным решением. Но театр стоит и поныне.

Самое чудно́е помещеньице в оркестровой яме — суфлёрская будка. Малюсенькое место, отгороженное от оркестра пурпурным бархатом, состоит из возвышения, на котором стоит стул и импровизированного пюпитра, на котором лежат слова из постановки. А сверху крыша в виде раковины.

Костюмы и декорации

Для изготовления театральных костюмов, головных уборов и обуви существует ателье-мастерская, которая находится вне стен театра, но близко, на улице П. Кулиша, за гостиницей «Львов». Здесь же находится и бутафорская мастерская.

Я помню свое огромное разочарование, когда увидела за сценой «хрустальную люстру» из балета «Щелкунчик». Из зала она выглядела великолепно, переливалась всеми цветами, колыхались и, казалось, позванивали её элементы.

А вблизи это оказались тысячи маленьких ромбиков из жести, немного согнутых по диагоналям. Зато впечатление на посетителей она производила огромное.

Зато в зрительном зале люстра, венчающая потолок, самая настоящая. Её делали местные стеклодувы, каркас отливали из бронзы.

Труппа театра

Со времени моих занятий труппа, конечно, поменялась. Много молодых исполнителей, но уже имеющих звания народных и заслуженных. Также есть лауреаты различных конкурсов. Это и музыканты оркестра, и артисты балета, и оперные исполнители.

Часто для постановки, дирижирования приглашают зарубежных гостей.

Мне рассказывал один мой знакомый монтажник сцены, что во время гастрольных поездок театр побывал во многих европейских странах. Кстати, некоторые из работников участвуют в спектаклях в массовых сценах, где нужен народ, например, казаки в «Запорожце за Дунаем».

Я еле-еле его узнала в гриме с висячими усами, оселедцем на голове, в красных шароварах и чоботах (сапогах).

Мой первый выход на сцену Львовского оперного театра тоже был в мимансе оперы «Пиковая дама», а затем оперы «Рихард Зорге» о советском разведчике. Теперь её уже не помнит никто. Моя первая зарплата была 1 рубль 50 копеек. Можно было купить 10 мороженых и молочный коктейль. Сказочная роскошь!

Фонтан при входе в театр

Перед входом в театр с самого начала планировался фонтан восьмиугольной фигурной формы. Он там был, потом исчез в советское время, потом возродился в виде клумбы, потом снова стал фонтаном. Он соседствовал с двумя елями и памятником В. Ленину.

Теперь почему-то решили его заменить на безликий фонтан, каких уже два в нашем городе, бьющий прямо из земли. Я считаю, сохраняя старинную архитектуру театра и близлежащих домов, мы храним всю атмосферу старинного центра города. Если хотели его подсветить, делайте, добавить классическую музыку, пусть звучит.

Я не знаю, чем руководствовался главный архитектор города, утверждая план застройки площади перед театром. Перед изумительным храмом искусства должен быть достойный его фонтан.

Как работает театр во время карантина?

В предновогодние дни много дают балета «Щелкунчик», спектакль «Лис Микита», «Гуцулка Ксеня», «Рождественские пасторали».

Маски требуют носить постоянно и повсеместно. На входе проверяют температуру, в местах скопления людей (гардероб, туалет) находятся станции дезинфекции рук. 

Билеты купить можно онлайн, в театральных кассах и кассах при театре. Предпочтительней оплата картой. Цены от 75 грн.

Советую прийти раньше, чтобы совершить небольшую экскурсию, всё осмотреть, зайти в зеркальный зал на втором этаже справа.

Восторг от всего этого великолепия довершит просмотр представления. Высокое мастерство артистов балета, атмосфера новогоднего праздника и незабываемая музыка П. Чайковского никого не оставит равнодушным. Я говорю о «Щелкунчике».

Восхитительное впечатление от всего вечера вам запомнится на всю жизнь. Я это знаю по себе.

Пишите свое мнение в комментариях, если вам понравился мой рассказ о театре. Или не понравился.

О выходе новостей в моем дневнике спешите узнавать первыми.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение